Как пережить консалтинг

Главная / Статьи / Консалтинг: не станьте жертвой

Консалтинг: не станьте жертвой. Рекомендации IT-директору

Я адресую свою статью заслуженному IT-директору, которому однажды вызвали, чтобы сообщить пренеприятное известие: к нам едет консалтер.

Я хочу, чтобы вы благополучно пережили это испытание. И для этого расскажу несколько простых правил, как выжить при консалтинге.

«Меня — консультировать?? И еще платить за это??? Уму непостижимо!»

Да, я понимаю Вашу реакцию. Обидно. И вот первый совет. Скройте обиду! Как каратист на татами скрывает боль от удара, выкрикивая в сторону судей что-то ритуальное (в зависимости от стиля). Покажите руководству, как Вы рады изучить новое и как благодарно принимаете помощь.

Выполнили? Прекрасно. А теперь начнем разбираться: как же такое оказалось возможным? Ведь Вы столько проработали, завоевали авторитет...

То-то и оно!

Вы расслабились в какой-то момент. И что-то упустили. Немудрено: IT-индустрия развивается так быстро, что издание бумажных учебников становится бессмысленным делом. Как и учебные курсы. Выручают мастер-классы, форумы, электронная документация на чужом языке. И Вами недовольны.

Откуда недовольство? Сейчас расскажу.

Мотивы руководителя: зачем ему IT-консалтинг?

Для чего руководитель вообще затеял свое предприятие? Ответ Вы давно знаете: ради того, чтоб содержать IT-отдел. Так вот. Этот ответ неверен.

Ближе к правде пропаганда левых сил: денег он хочет, причем себе. И хочет, чтобы IT-отдел ему в этом помог. То есть приносил бы денег возможно больше, а проедал бы как можно меньше.

Но как IT-отдел может приносить деньги?

Рад Вашему вопросу. Спешу ответить: помочь «добывающим» сотрудникам. Так вот, похоже, именно они Вами недовольны, и сумели донести Ваше недовольство до босса. Они и Вам пытались объяснить — помните? — но Вы отмахнулись от них. Ну в самом деле, что они понимают в технологиях?

Вся загвоздка в том, что они общаются. В этих ваших Интернетах — не мне Вам об этом рассказывать. И узнают, что «у них» (в другой организации) кто-то более расторопный сделал, например, автоматический съем курсов валют с сайта ЦБ. А у Вас по-прежнему руками забивают. Ваша прога выплевывает формы в Ворде, а вражеская — сразу отсылает в PDF-е клиенту. И т.д.

Могло быть хуже...

Раз консалтер, а не аудитор — босс еще верит в Вас. И пытается помочь — что характеризует его как хорошего руководителя, а не бездушного дельца. Последний бы аудиторов заслал.

Вот аудитор — это плохо. Это зондер-команда. Не всегда, но почти всегда. Он безжалостно перечислит недостатки Вашей работы и положит этот перечень на стол шефу. У консалтера — другая задача. Его задача — помочь. Принимайте помощь — у Вас нет другого выхода.

Что делать?

Попав в сильное течение, не плывите против него. Используя течение, старайтесь приблизиться к берегу.

Советская рекомендация пловцам.

Будьте доброжелательны и конструктивны. Знаю, трудно: хочется пробить этому умнику в живот с ноги. Сдерживайтесь. Улыбайтесь.

Самое обидное — это когда консалтер будет при Ваших подчиненных принижать принятые Вами и выстраданные Вами решения. Хочется в дискуссии убедить Ваших подчиненных в своей правоте. Это тоже естественное, а значит, неудачное побуждение. Дождитесь, когда ситуация выровняется в Вашу пользу.

Она выровняется в тот момент, когда консалтер в присутствии все тех же Ваших подчиненных будет излагать свои рекомендации. Это испытание уже для консалтера. Критиковать-то всякий может. А вот пусть-ка попробует программу действий предложить!

И тут Вы в любом случае в выигрыше. Не забывайте главное: Вы-то останетесь, а он уедет.

Итог консалтинга

Консалтер уехал, оставил рекомендации, вы уже сами решите, что из них выполнять, а что нет. Ваша лояльность организации и её руководству Вы подтвердили. «То, что меня не убивает, делает меня тверже.» (Ф.Ницше)

27 сентября 2014 года
Юрий Максименко